Нижний Новгород
20 марта 2013 Соискателям, Новости трудоустройства, Работодателям
Не секрет, что основным препятствием для успешного трудоустройства выпускников вузов является отсутствие опыта работы. Можно ли его преодолеть? Стоит ли совмещать работу и учебу? В этих вопросах мы разбирались вместе с сотрудниками специализированного отдела нижегородской Высшей школы экономики (ВШЭ).
Ирина Зороастрова, начальник отдела развития карьеры НИУ ВШЭ – Нижний Новгород:
Действительно, исследования, проводимые Высшей школой экономики, показывают, что наиболее распространенные проблемы трудоустройства выпускников вузов - это отсутствие опыта работы, а также поиск работы с интересным для конкретного человека содержанием. Их решение в итоге и определяет дальнейшее развитие карьеры. Понимая это, многие начинают пробовать себя на рынке труда еще во время учебы. По данным Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, 38% студентов начинают трудовую деятельность задолго до окончания университета, т.е. еще на 2-3 курсе бакалавриата. На момент окончания магистратуры уже более 90% имеют оплачиваемую работу. Обучение в магистратуре, как правило, уже «заточено» под конкретные профессиональные компетенции, работа для магистранта становится и необходимым источником практической информации, и полем для применения, получаемых в университете навыков. 82% выпускников магистратуры высоко оценивают соответствие своей текущей работы полученной специальности. (Интересно, что наибольший уровень зарплат, получаемых через полгода после окончания нижегородской магистратуры ВШЭ, отмечался у тех, кто получил базовое образование в другом вузе – медианное значение составило 37,5 тыс. рублей).
Кроме очевидных плюсов – приобретения трудового опыта, понимания рынка труда и финансовой независимости – студенческая занятость, особенно на младших курсах, имеет вполне понятные минусы. Смещение приоритетов от образования к практической деятельности приводит к вынужденным пропускам занятий, меньше времени и сил остается на подготовку заданий, не уделяется должного внимания изучению теоретического материала.
Хорошим решением проблемы в этом случае становятся специальные программы стажировок, учитывающие особенности учебного процесса и позволяющие студенту приобрести необходимый опыт, а также зарекомендовать себя в качестве потенциального сотрудника компании. У Высшей школы экономики в этой сфере уже сложились прочные партнерские взаимоотношения со многими работодателями. Карьерные мероприятия, организуемые университетом, позволяют студентам ближе познакомиться с программами развития персонала, условиями отбора на них, встретиться с представителями компаний, задать интересующие вопросы, пройти тестирование.
Думаю, что современный рынок труда с его высоким уровнем конкуренции не оставляет выбора, практическая деятельность и обучения могут и должны совмещаться. Вопрос здесь в другом - определить оптимальное сочетание.